Наша устная речь состоит из звуков или фонем. Умение сосредотачиваться на
звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки)- называется фонематическим слухом.
Очень важно в дошкольном детстве научить ребенка на слух определять звуки в
словах. Это умение будет отражаться и в письменной речи, а соответственно – в
успешном обучении ребенка в школе!
Как же родителям без педагогического образования научить своего малыша
слышать слово? Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть
неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов,
пение птиц и др). И только потом нужно приступать к формированию чётких
фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен
различать такие понятия, как - гласные, согласны (звонкие и глухие, мягкие и
твёрдые) звуки.
Я предлагаю вашему вниманию
игры на развитие фонематического слуха:
«Придумай слово со звуком...(например, Ш)»;
«Определи в слове первый, последний звук» (например, ШаР). Начните играть с
коротких слов, где звуки ярко выражены: шипящие. Затем удлиняйте слова с
«яркими» звуками. Очень тяжело детям дается выделить гласный звук, особенно на
конце слова, поэтому с такими словами нужно иметь терпение!
«Разложи вещи по полкам» - на первую полку положи картинки, в названии
которых звук находится, в начале слова, на вторую - в середине, на
третью"- в конце.
«Поймай рыбку» - вытащив рыбку- слово, ребёнок должен
последовательно перечислить все звуки, из которых складывается её
название. Не умеющему читать ребенку «Рыбку - слово» предложите в
картинках. Например, на столе раскладываете предметные картинки: ложка,
лимон, шапка, жук и т. д.- вниз изображениями. Ребенок берет картинку,
переворачивает и вы вместе с ним работаете по определению местоположения звука.
Развитие речи ребенка 5- 6 лет
К пяти годам ваш ребенок может обладать словарным запасом около 3000 слов.
Подсчитать самостоятельно это сложно, но проверить можно и нужно. Если
ваш ребенок с трудом подбирает нужные слова, чтобы выразить свою мысль, если не
может описать предмет, занятия в детском саду течение дня, забавный случай, вам
стоит начать действовать, но не беспокоиться.
Ваш ребенок обязательно к пяти годам должен уметь и знать:
- свой адрес;
- пользоваться предложениями из 5-6 слов;
- пользоваться всеми типами предложений, в т.ч. сложными;
- правильно произносить практически все звуки;
- знать простые антонимы;
- пользоваться настоящим, прошедшим, будущим временем;
- знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
К шести годам ваш ребенок:
- обладает словарем около 4000 слов;
- все звуки родного языка произносит правильно;
- умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить своё
отношение к рассказываемому;
- помнит и может описать прошедшие события;
- пользуется сложными предложениями;
- употребляет все части речи;
- использует абстрактные и отвлеченные понятия,
- различает и дифференцирует звуки речи
Пополняем словарный запас
В возрасте 5-6 лет ребёнок обладает хорошей памятью, поэтому
ему нужно читать как можно больше книг: стихов и прозу.
Прочитайте ребёнку книгу: обсудите прочитанное, попросите ребёнка
пересказать прочитанное; рассказывайте ребёнку сказки «с продолжением», расширяйте
знания детей о профессиях, объясняйте ребёнку новые названия: лётчик,
космонавт, кассир, капитан. Спросите: «Кому что нужно для работы?»
Можно даже поиграть в сюжетную игру. Пусть ребенок выберет в человека какой
профессии он хочет поиграть, какую роль отведет он вам, что необходимо для
создания атмосферы игры в эту профессию. Хорошо если и атрибуты к игре вы с
ребенком сделаете вместе.
Поиграйте в игру «Доскажи предложение». Например, вы говорите: «Маша
сегодня надела шубу, шапку, шарф, потому что...» Спрашивайте ребенка для чего
нужен тот или иной предмет одежды, из чего его изготавливают, а из чего еще
можно?
Для закрепления признаков предмета можно поиграть в игру «Назови какой?»
(закрепить у ребенка умение пользоваться качественными прилагательными,
притяжательными и расширить знания о свойствах предметов). Например: мяч –
резиновый, упругий, прыгучий, полосатый, яркий, темно – красный,
футбольный и т. д. Игра «Это чьё?» Например, «Это чей хвост?», «Это чья
лапа?» (закрепить у ребенка умение пользоваться притяжательными прилагательными
и расширить знания о свойствах предметов).
Составляйте рассказы по картинкам в книгах, о дереве, которое растет у
вас под окошком, о облаке, о пешеходе.
|
Придумывайте с ребенком загадки. Например, опишите сами предмет не
называя его, а затем попросите ребёнка описать какой-нибудь предмет, не
называя его. И не обязательно ваши загадки будут в стихотворной форме и с
рифмой. Хотя и стихи сочинять с детьми тоже можно попробовать.
Желаю удачи!
Ольга Эдуардовна, отличный материал в помощь родителям!
ОтветитьУдалитьОльга Эдуардовна, игры на развитие фонематических процессов подобраны вами так, что родители могут их использовать дома для занятий с детьми. .Вообще, игры разнообразные, эмоциональные, повышающие мотивацию, развивающие не только фонематические процессы, но и расширяющие словарный запас.Эти игры можно смело использовать не только в коррекционных группах, но и в массовых.
УдалитьСпасибо. Мы в своей группе применяем эти игры и детям очень интересно
УдалитьОльга Анатольевна, спасибо большое. Буду рада, если мой материал пригодится
Удалить